Игровые приёмы, способствующие развитию словаря детей дошкольного возраста.

 

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Детский сад №1 г. Ганцевичи"

 

Одно окно | Об учреждении | Родителям | Педагогам | 2024 год Год качества | Сервисы | Попечительский совет | Безопасность | БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ | Дети говорят... | ПРОФСОЮЗ | Профилактика насилия в семье | БЕЛАРУСЬ ПОМНИТ | История и традиции учреждения | Маршруты выходного дня | Кто должен забирать ребенка из сада? | Защита персональных данных

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Родителям
  • Педагогам
  • 2024 год Год качества
  • Сервисы
  • © ГУО "Детский-сад №1 г. Ганцевичи" 2013
  • Попечительский совет
  • Безопасность
  • БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
  • Дети говорят...
  • ПРОФСОЮЗ
  • Профилактика насилия в семье
  • БЕЛАРУСЬ ПОМНИТ
  • История и традиции учреждения
  • Маршруты выходного дня
  • Кто должен забирать ребенка из сада?
  • Защита персональных данных
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    class="pc"> 


    Игровые приёмы, способствующие развитию словаря детей дошкольного возраста.

    Развитие детской речи является многогранным и очень сложным процессом. Овладение речью - это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д. Уважаемые педагоги дошкольных учреждений прислушайтесь к нашим советам и осуществляйте полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении на занятиях и вне занятий..

    Полноценное речевое развитие ребенка включает овладение фонетической (звукопроизношение), лексической (накопление словаря, понимание значения слов) и грамматической (словоизменение, словообразование) сторонами.   Для многих детей дошкольного возраста характерным является то, что они длительное время общаются с окружающими людьми при помощи отдельных звуков и звукосочетаний. Полноценного слова можно не услышать вплоть до 4 лет. Существуют нормы овладения словарем детьми.

    Нормативные показатели овладения словарем детьми дошкольного возраста:

    Возраст ребенка

    7 - 8,5 месяцев

    1,5 года

    1,5 - 2 года

    3 года

    4 года

    5 лет

    6 лет

    7 лет  

    Количество слов

    появление первых лепетных слов типа ба-ба, ма-ма

    не менее 20 - 30 лепетных слов (например, биби, дай, бах, ав-ав)

    не менее 100 - 300 3 года 1,5 тысячи

    1,5 тысячи

    2 тысячи

    2,5 тысячи

    3 - 3, 5 тысячи

    4 - 4, 5 тысячи.

     

      Хочу обратить внимание педагогов на то, что увеличение словаря ребенка зависит от его индивидуальных особенностей и условий воспитания, поэтому количество слов может быть немного иным.

    Упражнения, направленные на обогащение, уточнение и активизацию словаря.

    Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.); природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную

    Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

            Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря).

    Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре. Познакомимся с примерными игровыми упражнениями, способствующими обогащению словарного запаса ребенка-дошкольника.  

    Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета

           Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!», прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Для детей старшего дошкольного возраста подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый): «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус под елкой». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.  

    Обследование взрослым предмета с названием его качеств

            Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

    По аналогии – шапка и т.д.

    Игра «Чудесный мешочек»

    (для детей от 3-х лет)

            Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

            Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

              Содержание.

            Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

            Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный). 

    Игра «Посылка»

    (для детей от четырех лет)

             Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

             Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

            Содержание.

           Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

    Игра «Аналогии»

    (для детей от 4-х лет)

            Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

            Содержание.

            Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

    Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

    (для детей от 4-х лет)

            Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

             Оборудование: мяч.

            Содержание.

            Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

    Игра с мячом «Я знаю пять…»

    (для детей от 5 лет)

            Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

            Оборудование. Мяч.

            Содержание.

            Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

     Игра с мячом «Ассоциации»

    (для детей от пяти лет)

            Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

            Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

              Содержание.

            Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

            Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

    Игра «Я собрал в огороде…»

    (для детей от пяти лет)

            Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

            Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

    Игры, развивающие лексическую системность

    и семантические поля.

            В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения)

       Игра «Назови другим словом»

            Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

            Содержание.

            Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

            Речевой материал:

       Тяжелое заболевание (болезнь);

        Малое дитя (ребенок);

        Спешить в детский сад (торопиться);

        Бросить мяч (кинуть);

        Быстро прыгает (скачет);

        Смелый человек (храбрый)

        Грустные глаза ( печальные)

     

    Игра с мячом «Скажи наоборот»

           Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

            Оборудование. Мяч.

           Содержание.

           Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

            Речевой материал:

            Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;

            Глаголы: надеть = ….; въехать - …..; выиграть - …..; встать -…..; забыть - ….; говорить - …..; влететь - ….; давать -….; выиграть -….; найти -….; начинать -….;

            Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…..; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….; чистый -….» толстый -…..; пустой -….; горячий -….;

            Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…..; тяжело -….; лучше -….

    Уважаемые педагоги дошкольных учреждений все эти игровые приёмы способствуют развитию словаря ребенка. Удачи Вам!

     


             

     

     © ГУО "Детский сад №1 г.Ганцевичи" 

    Тел.+375164662571, +375164660079,

    e-mail: ddu1@gancevichi.edu.by

    postmaster@ddu1.gancevichi.brest.by