Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» с использованием опытнической деятельности в старшей группе
«НЕВИДИМКА- ВОЗДУХ»
Программное содержание
-Закрепить знания о свойствах воздуха ( бесцветный, легче воды, может быть в виде пара, не имеет объема).
-Дать представление о роли воздуха в жизни человека.
-Учить бережно и внимательно относиться к своему здоровью.
-Развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
-Прививать интерес к опытнической деятельности.
-Закрепить правила безопасного обращения с колющими и режущими предметами.
Активизация словаря: бесцветный, не имеет объема, кислород.
Предварительная работа: наблюдения дома с родителями, наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
У нас сегодня гости. Давайте подарим гостям наши пожелания. ( по очереди…я желаю нашим гостям…). А я бы хотела подарить всем вам и нашим гостям «птичку добра». Давайте представим, что к нам на ладонь села маленькая птичка. Она устала, ей холодно. Давайте её погреем и приласкаем. А теперь – отпустим. Лети, птичка, дари людям добро!
1. Организационный момент.
В. Ребята, сегодня Знайка передал нам, новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Он хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети. Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
В. : Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
"Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же
без него мы жить не можем". (Воздух).
- Да, конечно! Это воздух. Подумайте и скажите, какая бывает природа? (живая и неживая).
- Назовите мне, что относится к живой природе? (ответы детей) к неживой природе (ответы детей). А сейчас посмотрите на рисунки и скажите, что же занимает пустое, не раскрашенное место? (ответы детей).
- Да, конечно, это воздух. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ребята, скажите, без воздуха человек может жить? (ответы детей)
- Да, конечно, без воздуха человек может прожить самое большее 5 минут.
Вы согласны со мной? Давайте теперь мы пройдём в нашу исследовательскую лабораторию, где будем проводить опыты, а результаты опытов будем заносить в таблицу схематически (показываю) (проходим) Вы превратитесь в маленьких исследователей, а я в профессора Всезнайку. (на деваем фартуки)
ОПЫТ N 1.
Условия опыта: закрыли рот, двумя пальчиками зажали нос, т.е. мы не дышим (затем задаю детям вопросы).
- Чего нам не хватает?
- Хорошо ли нам без воздуха?
- Почему? (ответы детей полным предложением)
- Давайте сделаем вывод: все живое дышит, человек не может жить без воздуха. А сейчас проведем еще один опыт. А теперь давайте начнём заполнять нашу таблицу. Какой метод исследования мы использовали? (рука, нос, лупа, лицо профиль)
ОПЫТ N 2.
В. : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
В. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
В. : Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. Какой же вывод напрашивается? Ставим значок.(руку, глаз, восклицательный знак, лупа)
ОПЫТ №3
Берем 2 свечи, одна в банке, закрыта крышкой, другая просто на блюдце, зажигаем их. Посмотрите, что получается? Почему это произошло? (ответы детей).
В банке свеча гаснет, потому что кончился кислород и образовался углекислый газ, а снаружи свеча продолжает гореть. Вот так и люди без воздуха погибают.
- Ребята, а имеет человек запас воздуха? ( не имеет)
- А как можно сделать запас воздуха? (ответы детей)
А сейчас давайте по итогом опыта заполним таблицу. ( рука, глаз, лупа, профиль лица)
ОПЫТ N 4.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть 2воздушных шарика. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам.
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
В. Посмотрите, у нас к старту готовы 2 «ракеты», с виду они одинаковые, но в них есть и различия. Наша задача найти эти различия: цвет (дети -одинаковый, размер- одинаковый, вес –определим) сначала давайте определим вес визуально, глазами, не дотрагиваясь до шариков. ( ответы детей). А сейчас давайте себя проверим вторым способом, используя руки. ( проверяем руками) как Вы считаете, какой шарик тяжелее? А как вы думаете почему? Ведь количество воздуха в нём, его объём одинаково. Сейчас мы это узнаем, проведём следующий эксперимент. Давайте отправим шарики в полёт. Мы будем на них дуть и посмотрим, какой из шаров долетит до финиша первым. Для этого разделимся на 2 команды по 4 человека.
Начинаем отсчёт: 1,2,3-шарики в космос лети!!!
( определяем, какой шарик долетит быстрее, почему?)
А теперь давайте узнаем, почему один из шаров тяжелее, давайте лопнем шары, нам потребуется острый колющий предмет. Будем использовать толстую иголку. Давайте вспомним правила безопасного обращения с колющими и режущими предметами ( дети вспоминают).(прокалываем шары, из одного сыплется мука)
Посмотрите, что мы увидели? Один из шаров был наполнен чистым воздухом, а во втором воздух был загрязнён. Давайте сделаем выводы. Если человек дышит чистым воздухом, то он весёлый, бодрый и здоровый. А если дышать загрязнённым воздухом, то наши лёгкие будут засоряться, состояние здоровья ухудшиться и человек станет вялым . поэтому мы должны усвоить, что нам вредно дышать воздухом, в котором много пыли, есть дым, ядовитые вещества. А как вы думаете, что мы можем сделать для чистоты воздуха и укрепления нашего здоровья? ( ответы детей- влажная уборка, сажать растения, не загрязнять природу, не допускать пожаров, ставить фильтры на машины).
Правильно, а сейчас давайте результаты нашего наблюдения и экспериментирования занесём в таблицу.
Наша исследовательская работа в лаборатории закончена, можем снять фартуки и немного отдохнуть. ( Вернёмся в нашу групповую комнату)
ФИЗМИНУТКА
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (наклоны в стороны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим мы на шаг. (Ходьба на месте)
Вот и кончилась игра,
Отдыхать нам всем пора.
А сейчас давайте закрепим наши полученные знания о воздухе.
Дети читают стихи ( 4 ребенка).
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
- А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось. (таблица)
- Вот мы и составили с вами модель наших исследовательских действий. Что вам понравилось в занятии, чем понравилось? Что запомнилось, что было для вас самым интересным, что самым сложным? Молодцы, ребята!
Мы справились с заданием Знайки, и он в подарок прислал нам посылку- сюрприз (в коробке волшебные бутылки).